У моего подростка СДВГ. Как ему рассказать об этом?
Для нас не стоит вопрос, стоит или не стоит говорить подростку об СДВГ. Это его история, его особенность, любой человек имеет право знать о себе такие вещи.
При этом, родители и даже врачи могут не спешить сообщить подростку диагноз. Иногда это делается “во благо”. Родители боятся, что подросток будет чувствовать себя не таким как все, объяснять все свои проблемы диагнозом, его самооценка снизится. Кажется, что если подросток не знает об СДВГ, то влияние синдрома на жизнь ниже.
Однако, СДВГ уже влияет на жизнь подростка.
Он все равно замечает, что чем-то отличается от других, возможно получает больше замечаний, видит, что он теряет или портит вещи чаще, чем его сверстники. Знание диагноза даст лучшее понимание себя и особенностей своей психики, поможет выстроить план освоения навыков, найти ответ на вопрос “почему я отличаюсь”. Это снижает уровень стресса и способствует адаптации.
Если вы родитель, вам может быть страшно начать этот важный разговор, вы можете не знать, как его правильно построить, опасаться реакции подростка.
Предлагаем вам рекомендации, которые могут облегчить эту задачу.
1
Разберитесь в вопросе сами
Вам не нужно упрощать материал для подростка, но важно чтобы вы могли изложить основные факты: суть СДВГ, к каким сложностям он проводит, как часто встречается и по какой причине, какие есть способы помочь себе.
2
Не стоит заводить этот разговор в момент, когда вы и подросток на пике сложностей, связанных с СДВГ.
3
Убедитесь, что подросток понял, что СДВГ не связан с интеллектом или способностями подростка.
4
Приведите примеры успешных людей с СДВГ (Майкл Фелпс, Джастин Тимберлейк, Адам Левин, Эмма Уотсон, Билл Гейтс, Джейми Оливер).
5
Знание диагноза нужно для понимания, а не для оправдания некоторых форм поведения.
Никакой разговор не должен заканчиваться фразой “Я не мыл посуду, потому что забыл, ведь у меня СДВГ!”. Возможно, причина именно такая, рутинные дела действительно могут быть сложны для людей с СДВГ. Но ваш следующий шаг (и это можно обсудить с подростком заранее) - это придумать способ помнить об обязанностях и протестировать его вместе с подростом.
6
Сформулируйте план действий
Подросток может проходить тренинги для людей с СДВГ, вы вместе можете продумать, что нужно поменять в распорядке дня, учебном процессе, чтобы это работало лучше (не трехчасовое занятие с репетитором, а два по полтора часа).
Все эти рекомендации вы можете использовать в одном разговоре или в череде бесед о сложностях подростка и СДВГ.
Если ваш подросток не готов говорить про СДВГ злится, отрицает проблему, то не ругайте его за это, возможно он воспринимает эти разговоры как критику и тема для него болезненна.
В этом случае вы можете говорить о конкретных сведениях, которые вызывают трудности и обсуждать решение этих сложностей. Например, подростку сложно поддерживать порядок в комнате, тогда имеет смысл последовательно решать проблему беспорядка, не обсуждая СДВГ.