Мама, я стесняюсь
Проблемы в дружбе
Часть 1. Сдвиг в сторону враждебности.
Когда речь идет о подростках, слово "популярность", ассоциируется с американскими комедиями о школьной жизни. Но многие родители знают, что проблема "популярности" и дружбы, не такая уж надуманная. Наверное в каждом классе можно найти ребенка, с которым никто не дружит. Такие дети чувствуют себя одинокими, непонятными и непринятыми. Они не знают, почему у них не получается быть популярными и втайне часто мечтают об этом, хотя вслух могут утверждать, что "им все равно никто не нужен", "все предают", "без друзей лучше". Но все равно грустят.

Почему так происходит?
Причинами низкой популярности ребенка у одноклассников могут быть особенности восприятия, о которых я расскажу сегодня.

Первая из них - сдвиг в сторону враждебности.

"Представь, что ты принес в школу игрушку. Долго копил на нее деньги, и тебе очень хотелось показать игрушку другим ребятам. Ты разрешил другому ребенку поиграть в нее, пока сходишь попить воды. Когда ты вернулся, игрушка была сломана. Как думаешь, что произошло?"
Ребенок с сдвигом в сторону враждебности скажет, что игрушку сломали специально. Что ему хотели навредить.
Ребенок, не склонный к сдвигу в сторону враждебности, скорее скажет: "он случайно сломал. Его толкнули и он уронил. Это нечаянно".
Ребенок с сдвигом в сторону враждебности скажет, что игрушку сломали специально. Что ему хотели навредить. Что в следующий раз, он никому ничего не даст.
Когда такие дети, слышат смех за спиной, они уверены - смеются над ними. Любое неловкое высказывание в их адрес - оскорбление. Любое недоразумение - попытка причинить им вред.
Часто сдвигу в сторону враждебности дети обучаются у родителей. Родители же уверены, что ребенка постоянно обижают. А когда ребенок капризничает или плохо себя ведет, они объяснят это не тем, что ребенок устал, голоден или нервничает. Нет, он делает это назло, "специально меня доводишь"
Сдвиг в сторону враждебности усиливает тревогу, избегание общества других людей и чувство одиночества. Избегание и одиночество приводят к тому, что ребенок допускает все больше ошибок в объяснении мотивов и действий окружающих - ему просто не хватает опыта.

Это замкнутый круг и проблема усугубляется.


Как помочь ребенку?
Важно понимать (хоть это и непросто), что ребенок не агрессивен. Скорее всего, ему не нравятся драки, он не любит обижать других. В его голове он обороняется, а значит, наказывать его за агрессию бесполезно. Он будет чувствовать, что "все против него"
Таким детям нужна поддержка и принятие. Если ребенок обидел кого-то, стоит спросить у него, что произошло, почему он это сделал. Если ребенок описывает ситуацию как оборону, поговорите о том, как он себя чувствовал?
Полезно обращать внимание ребенка на ситуации, когда проблема решалась в его пользу...
Позже, когда ребенок успокоится, вернитесь к этой ситуации и аккуратно предположите, возможно ли, чтобы ребенок неверно понял сказанное или сделанное другим? Может быть, "обидчик" просто бежал мимо и задел ребенка нечаянно?
Полезно обращать внимание ребенка на ситуации, когда проблема решалась в его пользу, когда кто-то сделал что-то для него - на все положительные мотивы и действия. Это помогает ребенку постепенно учиться видеть за действиями других не только враждебность.


В следующей части я расскажу о другой причине сложностей в дружбе - чувствительности к отвержению.


Made on
Tilda